С зимнего велоконгресса, который только что закончился в Москве, вернулись северодвинцы. Ждет ли наш город резкое развитие велокультуры читайте в репортаже Марии Орловой.
Программа велоконгресса в этом году — огромная. Параллельно идет три сессии: доклады, дискуссии, воркшопы, и все в разных залах.
Активисты разных городов не успевают переварить поданную им информацию, как уже нужно воспринимать новую. Спикеры из 20 стран мира делятся своим опытом по огранизации велоинфраструктуры, развитию велокультуры, и по тому, как сделать так, чтобы большинство людей перестало считать веселосипед спортивным снарядом, или транспортом только исключено в летнем сезоне.
Из ярких примеров – город Оулу — пятый по величине город Финляндии, расположенный на северо-западе страны. Климат тут как в Северодвинске, даже еще холоднее. Его население — всего 200 тысяч человек. При этом, здесь создано около 800 км велодорожек, а на велосипедах совершается около 27% от общего числа ежедневных поездок.
Благодаря своевременной уборке и поддержанию велоинфраструктуры в хорошем состоянии, велосипед остаётся удобным транспортным средством даже зимой – рассказывает спикер Пекка Тахкола, Вице-президент Международной зимней велофедерации (WCF).
После сессии задаю вопрос: «Насколько сильно влияет развитие городской велоинфраструктуры, на развитие велокультуры и велотуризма в вашем городе?».
«При развитой велоинфраструктуре людям гораздо приятнее и безопаснее ездить, они начинают чаще использовать велосипед, сначала для просто поездок по городу, а потом увлекаются велотуризмом», – говорит Пекка.
Финляндия одна из излюбленных стран для велотуризма, но природа здесь почти такая же, как и у нас. Так почему же Архангельска область не славится велотуризмом и красивыми туристическими веломаршрутами?
Среди важных гостей на зимнем велоконгрессе в Москве: Мортен Кейбел, мэр Копенгагена по экологическим и техническим вопросам, Кристоф Найдовски, заместитель мэра Парижа по транспорту и Петер Эриксон, посол Швеции в России. Но Москва оказалась совсем не готова к приёму важных гостей.
С Кристофом Найдовски прокатились по велодорожкам Москвы в день акции «На работу на велосипеде» Но увы, в Москве не только не хотят ездить на работу на велосипеде зимой, но еще и мешают тем, кто хочет: скидывают снег на велополосы, паркуют на них свои автомобили прямо перед движущейся колонной велосипедистов. И проблема здесь, не в велоинфраструктере и её отсутствии, а именно в неразвитой велокультуре, и неуважении друг друга на дорогах.
Глава Альметьевского муниципального района республики Татарстан, Айрат Хайруллин считает, что чтобы развивать культуру велодвижения, на такие встречи и конгрессы должны приезжать не активисты, а именно те, кто не верит в велосипедизацию городов России. Альметьевск – это город, в котором создали за год 50 км безопасных круглогодичных велосипедных маршрутов. На данный момент Альметьевск, это город с самой развитой велоинфраструктурой в России. И там, согласно данным на велосипеде ездит каждый 6 житель.
«Спикеры говорят о вовлечении общественности в процессы городского планирования. Но этот подход для большинства городов России выглядит дико. Как это, развивать город исходя из интересов жителей? У нас же рулит частный капитал. Как это, проектировать городскую среду при участии людей? Они же ничего не знают, не специалисты. Но подобные ошибки могут совершать и общественные движения, когда думают только о своей аудитории и забывают, что город — место переплетения множества интересов. И тут единственный путь — всем со всеми договариваться. Процесс договора может быть болезненным и долгим, но договариваться должны уметь и бизнес, и власть, и общество»,– говорит спикер и общественный деятель из Краноярска, Мария Быстрова.
Мы надеемся наладить такой же диалог и в нашем городе, ведь у нас уже есть необходимость. Северодвинск это уже велосипедный город, кто бы что не говорил.
Но кроме проблем, есть и классные новости по ПДД будет разрешено пересекать регулируемый пешеходный переход на велосипеде и не спешиваться. Еще одно несовершенство ПДД будет устранено. Об этом рассказал на велоконгрессе Николай Асаул – Заместитель Министра транспорта Российской Федерации
За 4 дня VI Международный велоконгресс собрал в Москве более 700 участников и завершился третьм зимним велопардом.
В нашем городе мы тоже хотели провести зимний велопарад, но отказались от этой идеи, т.к. это не безопасно для участников. В Северодвинске зимой практически нигде чистого асфальта зимой. А что такое зимний велопарад в Мосвке? Это14 км и никаких проблем, Мы проехались на велосипеде прямо по самому центру Москвы, прямо рядом со стенами кремля. Участников было больше, чем во многих крупных городах летом.
Многие считают, что Москва, это не очень зимний город, да и дороги там всегда чистят хорошо. Однако, в этом году прямо перед велоконгрессом за два дня выпало больше месячной нормы снега, это почти 50 сантиметровые сугробы. Но даже это не остановило жителей и гостей использовать велосипед. Более 2000 человек, не испугавшихся снегопада.
Посетив зимний велоконгресс мы поняли, что несмотря на развитость европейских городов и их готовность передать свой опыт городам России – у нас пока многие города не готовы такое принять. У Российских городов должен быть свой путь к развитию, и мы, активисты тоже будем принимать участие в поиске этого пути. Сейчас мы ищем новых, активных людей в нашу команду, для организации ежегодного велопарада и других классных мероприятий.
Еще больше информации можно узнать в группе “Велосевер”